Саммит и экономический форум Россия - Африка 2019.


Мы были рады принять участие в Саммите и Экономическом форуме Россия – Африка, который прошел под девизом «За мир, безопасность и развитие».

На Саммите работали официальные представители всех 54-х стран Африки, 45 из которых были представлены главами государств и правительств. По итогам Саммита участниками была принята итоговая декларация – документ, содержащий согласованные цели и задачи дальнейшего развития российско-африканского сотрудничества во всех его измерениях: политике, безопасности, экономике, научно-технической и культурно-гуманитарной сферах.

Основная программа Форума насчитывала более 30 мероприятий, посвященных вопросам развития торгово-экономических отношений, существующим и потенциальным совместным проектам в нефтегазовой отрасли, агропромышленной сфере, созданию транспортной инфраструктуры, строительству и атомной энергетике.

Экономический форум Россия – Африка посетили свыше 6000 участников и представителей СМИ из России и 104-х иностранных государств и территорий. Среди участников более 1100 представителей иностранного бизнеса, около 1400 – российского, более 1900 представителей иностранных официальных делегаций и более 300 – российских.

В ходе Саммита и Экономического форума Россия – Африка 2019 года компания провела презентацию своих услуг для ряда партнеров и клиентов из Африканских стран.

Nathalie Yamb, Исполнительный советник, Партия «Свобода и демократия за республику» (LIDER) Республики Кот-д’Ивуар

Herve Ndoba, «NH Consulting Group»

Matthie Le Roux, «Viera De Almeida»

Beddy Luzinda Mugalu, «Simba East Africa Ltd»

Alla Plotnikova, YURiA Pharm East Africa Lts

Emma Miloyo President, Architectural Association of Kenya

Удалось пообщаться с Новиком Андреем, Заместителем Генерального директора по науке и производству из государственной корпорация «РОСТЕХ». Он сообщил о том, что совсем недавно был подписан договор с правительством Алжира по обеспечения комплексной безопасности. «20 лет я туда ездил и только разговоры и разговоры. В преддверии саммита отношения изменились и началась реальная работа. В Африке огромный потенциал» - сказал Андрей Алексеевич.

Пообщались с русскими представителями бизнеса в Африке, Екатерина Дьяченко, CEO, «B2B Export». Компания из года в год успешно занимается увеличением товарооборота между странами Африки и Россией. Екатерина любезно поделилась накопленным опытом, рассказала о сложностях ведения бизнеса и пожелала успехов в освоении континента.

После сессии «Современные задачи для развития рынка жилищного строительства Африканского континента», удалось пару минут поговорить с Никитой Стасишиным, заместителем Министра Строительства РФ. Поделились с ним о договорённостях с правящей партией Уганды ( https://www.nrm.ug/) в работе над проектом строительства технических училищ. Никита Евгеньевич заинтересовался нашими успехами и пригласил на прием в Москве.

Наши коллеги из EML побывали на пленарном заседании.  

Владимир Путин и Президент Арабской Республики ЕгипетПредседатель Африканского союзасопредседатель саммита Россия  Африка Абдельфаттах Сиси приняли участие в пленарном заседании экономического форума Россия  Африка.

В.Путин: Уважаемый господин Абдельфаттах Сиси! Уважаемые главы государств, правительств стран Африканского континента! Дорогие друзья! Дамы и господа!

Хотел бы сердечно поприветствовать всех вас – участников и гостей экономического форума Россия – Африка, приуроченного к первому в истории саммиту России и африканских государств.

В этом зале собрались представители всех стран Африканского континента: официальные лица, политики, эксперты и, конечно же, ведущие бизнесмены. На форум приехали руководители около двух тысяч российских и зарубежных компаний. Тема форума «Россия и Африка: раскрывая потенциал сотрудничества» крайне важна и актуальна.

Экономические вопросы являются неотъемлемой и действительно приоритетной составляющей в отношениях России со странами Африки. Развитие тесных деловых связей отвечает нашим общим интересам, способствует устойчивому росту всех наших государств, помогает улучшить качество жизни людей, решать многочисленные социальные проблемы.

Проведению форума предшествовала серьезная подготовка. За последний год состоялись многочисленные мероприятия по профильным направлениям российско-африканского взаимодействия. В их числе – экономическая конференция и приуроченное к ней заседание совета директоров Африканского экспортно-импортного банка в Москве в июне этого года. В рамках Петербургского международного экономического форума прошла специальная сессия, посвященная развитию сотрудничества со странами Африканского континента. Состоялись и многие другие тематические выставки, семинары, прошли обмены российско-африканскими бизнес-миссиями, при этом подробно и заинтересованно обсуждались перспективные совместные проекты в сфере торговли, инвестиций, отраслевого взаимодействия.

Подчеркну, африканские страны привлекают все больше внимания российского бизнеса. Во многом это связано с тем, что Африка становится одним из центров роста мировой экономики. По оценкам экспертов, к 2050 году ВВП африканских государств достигнет 29 триллионов долларов.

За пять лет взаимный российско-африканский товарооборот вырос более чем в два раза и превысил, как здесь коллега уже только что говорил, 20 миллиардов долларов. Много это или мало? Коллега сказал, что это хорошая цифра. Я не могу с этим согласиться. Мне кажется, что это слишком мало. Ведь имейте в виду, уважаемые дамы и господа: из этих 20 миллиардов 7,7 миллиарда – это наша торговля с Египтом, это 40 процентов. А в Африке очень много наших потенциальных партнеров, очень. С хорошими перспективами развития, с огромным потенциалом роста. Конечно, этого недостаточно.

Но хочу отметить, что расширяется товарная номенклатура встречных поставок, увеличивается доля не сырьевой, сельскохозяйственной, промышленной продукции. Россия входит в десятку крупнейших поставщиков продовольствия на рынки африканских стран. Мы экспортируем сейчас сельскохозяйственной продукции на рынки третьих стран больше, чем оружия: оружия на 15 миллиардов долларов, а с сельхозпродукцией уже вышли на рубеж, по-моему, 25. Поэтому у нас и здесь хороший очень потенциал развития, здесь есть, о чем поговорить.

Все это позволяет рассчитывать на дальнейший прирост показателей торговли, и, полагаю, нам вполне по силам в ближайшие четыре-пять лет еще раз удвоить объем товарооборота, это как минимум.

Дополнительные возможности для нашего сотрудничества представляют развивающиеся в Африке интеграционные процессы. Мы приветствуем создание в рамках Африканского союза Африканской континентальной зоны свободной торговли и готовы к взаимодействию с этой новой структурой. Поддерживаем установление тесных рабочих контактов между Комиссией Афросоюза и Евразийской экономической комиссией, которые подписывают завтра меморандум о взаимопонимании. Россия как активный участник Евразэс будет всячески содействовать работе по сближению торговых режимов, действующих в рамках Африканской зоны свободной торговли и общего рынка Евразийского экономического союза.

Отмечу, что энергичная работа по экономической повестке российско-африканских связей ведется по линии двусторонних межправительственных комиссий и деловых советов, которые имеются со многими странами Африки. Российская сторона планирует расширять сеть своих торговых представительств, оказывать поддержку бизнесу, устанавливать новые контакты.

Хорошо зарекомендовала себя работа созданного под эгидой Торгово-промышленной палаты России координационного комитета по экономическому сотрудничеству со странами Африки. Эта структура содействует российским предпринимателям в освоении рынков государств Африки, помогает бизнесу в реализации новых совместных инвестиционных проектов. Многие российские компании давно и успешно работают с партнерами из самых разных секторов африканской экономики.

Настроены наращивать присутствие в Африке. Мы такие планы, конечно же, будем поддерживать с государственного уровня. Концерны «Газпром», «Роснефть», «Лукойл» реализуют на континенте перспективные нефтегазовые проекты. «Алроса» осваивает алмазные месторождения, «Яндекс» представлен на рынках ряда стран, помогает африканским государствам в решении вопросов информационной безопасности и развития цифровой экономики. «Росатом» готов предложить африканским партнерам создание атомной индустрии, что называется, под ключ, строительство исследовательских центров на базе многоцелевых реакторов.

Программа форума была насыщенной и полезной для дальнейшего сотрудничества.

Несколько сессий, которые посетили представители компании EML.

1. Современные задачи для развития рынка жилищного строительства Африканского континента

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Африканские страны испытывают серьезный дефицит жилья

«У нас есть большой дефицит жилья, примерно 2 миллиона зданий нам не хватает. У нас очень большое количество людей перемещается сейчас из сельских зон в городские зоны, поэтому реновация — это огромный вызов сейчас для Ганы. <…> Мы должны обеспечить людей, приезжающих из сельской местности, приличными условиями проживания», — Самуэль Атта Акья, Министр работ и жилищного строительства Республики Гана.

«91 тысяча людей сейчас имеет потребность в жилье, 300 тысяч домов примерно у нас дефицит жилья сейчас, которые нужно построить», — Пея Мушеленга, Министр городского и сельского развития Республики Намибия.

Российские компании заинтересованы в развитии африканского рынка жилищного строительства

«Знаю, что у большинства коллег есть сегодня дефицит в квалифицированных строительных компаниях, которые готовы строить качественное жилье. Со своей стороны, хочу сказать, что у российских компаний есть интерес, и тут, конечно, нам необходимо поработать уже на уровне правительственных структур для того, чтобы создать необходимый микроклимат, чтобы российские компании могли делиться своими компетенциями, заходить и строить в максимально прозрачных и понятных условиях», — Владимир Якушев, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

«Российские партнеры и инвесторы должны смелее инвестировать в наших странах, потому что рынок есть, будущее есть. Мы говорим о миллиарде двухстах миллионах людей на континенте», — Его Превосходительство Усман Мей Аламин, Министр экономики, планирования и регионального развития Республики Камерун.

ПРОБЛЕМЫ

Несовершенство правовой базы

«Одна из главных проблем, которые (имеются — Ред.) в настоящий момент в Африке, это вопросы передачи собственности на землю. <…> Речь идет о десятках и сотнях тысяч гектаров. Для того, чтобы инвестировать в строительство, необходимо разрешить и эти юридические вопросы. Мы находимся в фазе определения этого на национальном уровне. Также определяется программа, которая позволяет определить право уступки и разработать юридическую базу», — Ибрагима Курума, Министр по делам городского хозяйства и благоустройства территории Гвинейской Республики.

«Главный вызов у нас в ситуации с жильем — очень длительный процесс регистрации прав на жилье с тем, чтобы построить жилье на земле, и очень низкие доходы людей, которые нуждаются в жилье», — Пея Мушеленга, Министр городского и сельского развития Республики Намибия.

Незрелость финансовой системы и высокие ставки по ипотеке

«Сейчас ипотечные ставки в Гане близки к коммерческим. Мы говорим сейчас о 35%, иногда можно получить ставки между 25% и 35%. Мы пытаемся снизить эти ставки до 10%, и мы пытаемся сделать так, чтобы людям было легче выплачивать ипотеку в течение длительного периода времени», — Самуэль Атта Акья, Министр работ и жилищного строительства Республики Гана.

«Создание новых финансовых инструментов, в том числе банковских, ведется в настоящий момент в Камеруне. Но ресурсы, к сожалению, у нас только краткосрочные. Это говорит о незрелости системы, которая тормозит развитие строительства», — Его Превосходительство Усман Мей Аламин, Министр экономики, планирования и регионального развития Республики Камерун.

РЕШЕНИЯ

Обеспечение защиты прав инвесторов

«Государственные структуры со стороны Российской Федерации и со стороны наших партнеров, которые присутствуют сегодня здесь, должны выработать механизмы защиты этих инвестиций. Мы должны выработать механизмы, когда компании, придя и занимаясь жилищным строительством за пределами Российской Федерации у наших партнеров, конечно, будут максимально защищены. Главное для инвестора — это возможность возвратить свои инвестиции. Ну и, конечно же, хотелось бы на этом еще и заработать», — Владимир Якушев, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

«Есть проблема в области финансирования. У нас есть 50 строительных компаний, они заинтересованы в строительстве жилья в Гане, и все просят гарантий. <…> Сейчас мы ищем способы дать гарантии застройщикам, пытаемся помочь им в этом плане. У нас есть соглашение, у нас есть определенный список условий, определенный график платежей. И также есть другая модель. <…> Это модель, по которой мы даем застройщику деньги для строительства, и вы находите людей, которые будут покупать это жилье, будут расплачиваться со временем. <…> Мы начинаем с 5 миллиардов долларов США, 10 тысяч домов за 5 лет», — Самуэль Атта Акья, Министр работ и жилищного строительства Республики Гана.

«Одна из главных задач, в которой нам удалось добиться успеха, — это гарантии. Это позволило нам создать фонды, которые гарантируют, что здания будут достроены вовремя и процесс строительства в том числе сможет принести прибыль и вкладчикам. Это позволяет создавать гарантии, которые необходимы инвесторам», — Ибрагима Курума, Министр по делам городского хозяйства и благоустройства территории Гвинейской Республики.

Реализация комплексной государственной политики в области жилищного строительства

«У нас есть национальная политика по жилью, она была разработана в 2009 году. Цель ее — чтобы каждый имел доступ к недорогому жилью. Правительство приняло программу массового строительства жилья. В этой программе есть ряд компонентов. Первое — это регистрация земли. Затем кредитование жилья, разработка санитарной инфраструктуры в сельской местности, а также обновление незарегистрированных поселений. Среди прочего, чтобы это сделать, мы разработали модель финансирования местными и международными организациями, а также общественно-государственное партнерство», — Пея Мушеленга, Министр городского и сельского развития Республики Намибия.

Снижение ставок по ипотеке и поддержка граждан с низким уровнем дохода

«В нашей стране сегодня средняя ставка по выдаче ипотеки без всевозможной помощи со стороны государства составляет порядка 9,2%. И мы увидели на первичном рынке жилищного строительства очень сильную зависимость снижения процентной ставки на 1 процентный пункт к увеличению объема спроса практически на одну четвертую. Это достаточно серьезный показатель, особенно когда ставка из двузначных переходит в однозначное значение. Это приводит к увеличению спроса и, тем самым, к улучшению качества того жилья, которое продается», — Никита Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

«Мы поддерживаем их [граждан с низким уровнем дохода, — Ред.], обеспечивая финансирование, которое мы называем полученное от кооператива людей с низким уровнем дохода. Они вкладывают свои деньги в фонд. Ежегодно это 10 млн долларов на эту схему», — Пея Мушеленга, Министр городского и сельского развития Республики Намибия.

«Мы подписали конвенцию между Центральным банком Гвинеи, профессиональной ассоциацией банков, Правительством и девелоперами, чтобы население, а особенно чиновники, у которых зарплаты не такие уж высокие, могли иметь доступ к жилью с сокращенными ставками», — Ибрагима Курума, Министр по делам городского хозяйства и благоустройства территории Гвинейской Республики.

2. Инвестиции в Африку 

В 2050 году ВВП Африки достигнет 29 трлн долл. и превысит совокупный ВВП США и еврозоны за 2012 год. Общеафриканские и национальные стратегии развития и прогнозные оценки ведущих «мозговых центров» мира выделяют следующие ключевые факторы возрастания значимости континента в средне- и долгосрочной перспективе и критические точки роста: сырьевые ресурсы; инфраструктура (электроэнергия и дороги) и индустриализация; демография; образование; растущий средний класс; доступность финансовых услуг. От них зависят инвестиционные перспективы континента: инвестиционный климат и текущие инвестиции и их диверсификация. Они же могут формировать и главные барьеры для притока капиталовложений. Какие страновые модели развития (Китай, Чили, Индия, Вьетнам) могли бы послужить примером для государств Африки? Чему можно поучиться на примере существующих инвестиционных проектов (России, Китая, Индии) в странах Африки? В чем кроются их успехи и проблемы? Какова степень применимости в Африке? Существуют ли некие «перспективные страны и секторы экономики Африки»?

3. Финансирование как необходимый инструмент экономического развития стран Африки 

В настоящий момент Африка обладает огромным экономическим потенциалом и активно встраивается в систему международных экономических отношений. Перспективы развития внешней торговли России со странами Африки напрямую связаны с диверсификацией товарного экспорта. Вместе с тем, такая цель будет выполнима только при соответствующей организации каналов международного финансирования, что позволит обеспечить успешный рост объемов торговли. Высокая заинтересованность сторон в развитии российско-африканского экономического сотрудничества диктует необходимость поиска решений для реализации амбициозных проектов в сфере торговли. В текущих условиях можно говорить о возрождении и дальнейшем развитии внешнеторговой конъюнктуры, что требует поиска надежных финансовых партнеров. Какие трудности могут стать препятствием для расширения объемов финансирования совместных российско-африканских сделок? Каковы пути решения обозначенных проблем?

4. Ведение бизнеса в Африке: возможности, условия и риски 

Африка сегодня – один из самых быстрорастущих и перспективных регионов мира, где наблюдается активная конкуренция ведущих держав. Вместе с тем Африку не следует рассматривать как единый монолитный рынок. Экономика континента многолика по своему типу, масштабам и структуре. При этом современная Африка отличается политическим, культурным, этническим и конфессиональным многообразием. Все это порождает уникальную специфику предпринимательской и деловой культуры и требует индивидуального подхода к ведению деятельности в каждой стране. Какова деловая и административная среда в странах континента? Каковы особенности конкурентной борьбы? Как правильно учитывать культурно-цивилизационную составляющую для успешного ведения бизнеса в Африке?

Цифровая трансформация как драйвер развития государства  

Цифровизация в настоящее время является одной из движущих сил развития государства. Эффективное электронное правительство позволяет ускорять процесс получения государственных услуг как за счет упрощения коммуникации между гражданами и государством, так и за счет построения эффективной системы межведомственного электронного взаимодействия. Результатом должны стать повышение уровня удовлетворенности потребителей государственных услуг и значительная экономия средств. Как добиться баланса между экономией и высоким качеством оказания услуг? Как определять потребности граждан и удовлетворять их с максимальной эффективностью? Развитие городов и их преобразование с помощью технологий в комфортную, удобную и безопасную среду для горожан является признанным мировым трендом. Что играет ключевую роль в запуске технологического преобразования городов? Внедрение каких технологий является определяющим и первостепенным для достижения статуса «умного»?

5. Создавая совместные проекты 

Россия – Африка: новые форматы сотрудничества. Возможности особых экономических зон на примере проекта Российской промышленной зоны в Египте

Новая парадигма развития производственных цепочек опирается на приближение производства к конечным потребителям, минимизацию логистических и технологических издержек, а также социальную составляющую проектов, позволяющих добиться значительных успехов в развитии локальной экономики. В этой логике создание и обеспечение условий для производства конкурентоспособной, качественной высокотехнологической продукции наиболее эффективно реализуется в формате инфраструктурных «точек входа», использующих льготные режимы особых (свободных) экономических зон, дающих дополнительные конкурентные преимущества при выходе на местные рынки. Проект создания Российской промышленной зоны, задуманный и реализуемый на стыке правительств, государственных институтов развития и бизнес-сообщества, – шаг, не имеющий аналогов в части государственного инвестирования и создаваемого механизма поддержки вывода заинтересованных компаний на иностранные рынки. Каковы возможности зарубежной поддерживающей инфраструктуры для экспортеров? В чем преимущества локализованной площадки по сравнению с экспортно ориентированными внутренними производственными кластерами (ОЭЗ, технопарки)?

6. Сотрудничество в гуманитарной и социальной сфере 

Россия – Африка: наука, образование и инновации для развития экономики

Ускоренное развитие экономического потенциала как России, так и Африки, неразрывно связано с использованием результатов научно-исследовательских работ и повышением уровня общего и профессионального образования. Экономика ХХI века превратилась в экономику знаний. Научные исследования и разработки приводят к появлению новых продуктов и отраслей и могут внести важный вклад в решение актуальных экономических и социальных задач, стоящих перед нашими государствами. Советский Союз внес неоценимый вклад в развитие научного и образовательного потенциала африканских государств. Что может сегодня предложить Россия странам Африки в сфере развития науки и образования в первую очередь в рамках реализации Африканским союзом «Повестки дня – 2063»? Какие новые возможности открывает научно-образовательное сотрудничество со странами Африканского континента перед Россией?

7. Устойчивое партнерство в агропромышленной сфере: институты, инструменты, гарантии. 

Поступательное развитие стран Африки в последние годы, рост населения континента и его доходов стимулируют рост сельскохозяйственного производства, однако дефицит современных технологий, недостаточное количество земель, пригодных к обороту в интересах аграрного производства, и низкая обеспеченность квалифицированными кадрами не позволяют в полной мере удовлетворить потребности африканского рынка. В силу уникальных географических условий, обширных земельных и водных ресурсов Россия обладает огромным сельскохозяйственным потенциалом. Российские компании в последние годы активно развивают экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия на зарубежные рынки. Уже сегодня Россия входит в десятку крупнейших поставщиков продовольствия в страны Африки. Однако эффективной взаимной торговле препятствует ряд инфраструктурных барьеров, устранение которых могло бы вывести сотрудничество на качественно новый уровень. Как создать благоприятную логистическую инфраструктуру для развития партнерских отношений с африканскими странами? Что необходимо для развития взаимовыгодного российско-африканского партнерства в области торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием? Каковы сегодня перспективы российских инвестиций в сельскохозяйственное производство и инфраструктуру стран Африки?

8. Деловые ассоциации России и Африки: точка старта долгосрочного бизнес-партнерства.

Существенным барьером при взаимодействии российского и африканского бизнеса выступает недостаточная осведомленность об актуальном состоянии рынков, торговых и инвестиционных возможностях, а также определенная степень недоверия к потенциальным партнерам. Решение этих проблем кроется в выстраивании эффективной системы коммуникации между общественно-деловыми объединениями России и стран Африки, которые аккумулируют интересы предпринимателей и выступают гарантом их надежности и добросовестности. Каковы возможности деловых объединений для качественного роста совместных бизнес-проектов и активизации сотрудничества? Как эффективно выстроить системную работу по сопровождению проектов российских компаний в Африке и африканских компаний в России? Может ли бизнес-дипломатия восполнить недостаток государственных институтов и механизмов взаимодействия?

9. Сотрудничество молодежи России и Африки в целях содействия глобальному устойчивому развитию. 

Сотрудничество молодежи в международном масштабе и создание условий для полноценного участия молодых лидеров и предпринимателей в урегулировании глобальных проблем входит в Повестку дня Африканского союза на период до 2063 года, дополняя Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Укрепление сотрудничества между молодежью России и Африки возможно посредством обмена передовым опытом и налаживания связей в рамках конкретных проектов. Особая роль в установлении партнерских отношений между молодыми лидерами России и Африки отводится стартап-сообществам как наиболее эффективному механизму реализации структурных изменений в социально-экономической сфере. Какие меры принимаются для активизации участия молодых лидеров и предпринимателей из России и Африки для содействия достижению Целей в области устойчивого развития и Повестки дня Африканского союза на 2063 год? Как молодое поколение в России и Африке развивает совместные международные инициативы? Какие барьеры остаются на пути укрепления молодежного сотрудничества?

Ссылка на официальный сайт «Саммит и Экономический Форум Россия – Африка 2020» https://summitafrica.ru/